Поступление в школу – новый важный этап в жизни ребенка. В этот период существенно меняется образ жизни ребенка, его режим дня, правила и нормы поведения. Специалисты по возрастной психологии утверждают, что дошкольное детство длится до семи лет. В тоже время, в условиях современной украинской школы ребенок становится учеником в шесть лет, т.е. еще в период дошкольного детства. На какие критерии готовности к школе родителям следует обратить внимание?
Можно выделить четыре вида готовности к школе
Личностная готовность состоит из умений малыша входить в контакт со сверстниками и учителями. Приятие роли ученика и соответствующих ей правил поведения. Позитивная самооценка.
Эмоционально-волевая готовность. Умение ставить цель, создавать план действий, прилагать усилия для ее достижения, а когда задание выполнено – уметь оценить свой результат. Именно такие качества являются залогом успеха.
Интеллектуальная готовность. В шесть лет словарный запас ребенка постепенно увеличивает до 2 тыс. и боле слов. Дошкольник способен сформулировать свои мысли, просьбы и пожелания. Уметь рассказать о себе, своей семье, знать домашний адрес и название предметов ежедневного использования.
Он способен логически мыслить. Обладать навыками сравнение и устанавливать причинно-следственный характер.
К шести годам у малыша достаточно развита память – он способен повторить за взрослым до 10 слов. Наличие познавательной активности — бесконечные детские вопросы: «а почему?», «а зачем?», «а если?» и пр.
Одним из важных критериев физической готовности является хорошо развитая мелкая моторика. Она поможет ребенку овладеть навыками письма. При поступлении в школу необходимо обратить внимание на общее состояние здоровья.
Подготовка к учебной деятельности – многовекторное понятие. Оно включает в себя физическую, психологическую, эмоционально-волевую, интеллектуальную и личностную готовность.
Виды готовности ребёнка к обучению в школе
Физическая |
Интеллектуальная (познавательная) |
Эмоционально-волевая |
Личностная |
— рост, вес, объем грудной клетки, тонус мышц, пропорции тела, состояние кожи в соответствии с возрастом; — зрительный и слуховой анализатор; — состояние ЦНС; — общее состояние здоровья; — хорошо развита мелкая моторика (готовность руки к точным движениям); развитие основных видов движений; — выполнение и соблюдение основных гигиенических норм.
|
— интерес ребенка к учебной деятельности; — развитие познавательных психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие, воображение); — интерес к обучению, к новым предметам; — хороший словарный запас (имена членов семьи, сверстников, домашний адрес, название предметов, окружающих ребенка); — умение обобщать, делать выводы, наблюдать причинно- следственных связи, ориентироваться во времени пространстве. |
— способность ставить цель, создавать план действий, преодолевать препятствия, добиваться результатов и оценивать свои действия; — умение выполнять задания по готовой схеме; — относительная стойкость к стрессам; — формировании у детей отсутствие боязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. |
— коммуникабельность; — нравственность; — позитивная самооценка и уровень притязаний; — толерантность.
|