Готов ли малыш к школе?

Поступление в школу – новый важный этап в жизни ребенка. В этот период существенно меняется образ жизни ребенка, его режим дня, правила и нормы поведения. Специалисты по возрастной психологии утверждают, что дошкольное детство длится до семи лет. В тоже время, в условиях современной украинской школы ребенок становится учеником в шесть лет, т.е. еще в период дошкольного детства. На какие критерии готовности к школе родителям следует обратить внимание?

Можно выделить четыре вида готовности к школе

Личностная готовность состоит из умений малыша входить в контакт со сверстниками и учителями. Приятие роли ученика и соответствующих ей правил поведения. Позитивная самооценка.

Эмоционально-волевая готовность. Умение ставить цель, создавать план действий, прилагать усилия для ее достижения, а когда задание выполнено – уметь оценить свой результат. Именно такие качества являются залогом успеха.

Интеллектуальная готовность. В шесть лет словарный запас ребенка постепенно увеличивает до 2 тыс. и боле слов. Дошкольник способен сформулировать свои мысли, просьбы и пожелания. Уметь рассказать о себе, своей семье, знать домашний адрес и название предметов ежедневного использования.

Он способен логически мыслить. Обладать навыками сравнение и устанавливать причинно-следственный характер.

К шести годам у малыша достаточно развита память – он способен повторить за взрослым до 10 слов. Наличие познавательной активности — бесконечные детские вопросы: «а почему?», «а зачем?», «а если?» и пр.

Одним из важных критериев физической готовности является хорошо развитая мелкая моторика. Она поможет ребенку овладеть навыками письма. При поступлении в школу необходимо обратить внимание на общее состояние здоровья.

Подготовка к учебной деятельности – многовекторное понятие. Оно включает в себя физическую, психологическую, эмоционально-волевую, интеллектуальную и личностную готовность.

Виды готовности ребёнка к обучению в школе

Физическая

Интеллектуальная (познавательная)

Эмоционально-волевая

Личностная

— рост, вес, объем грудной

клетки, тонус мышц,

пропорции тела, состояние

кожи в соответствии с

возрастом;

— зрительный и слуховой

анализатор;

— состояние ЦНС;

— общее состояние здоровья;

— хорошо развита мелкая

моторика (готовность

руки к точным движениям);

развитие основных видов движений;

— выполнение и соблюдение

основных гигиенических норм.

 

— интерес ребенка к учебной

деятельности;

— развитие познавательных

психических процессов (память,

внимание, мышление, восприятие, воображение);

— интерес к обучению, к новым

предметам;

— хороший словарный запас

(имена членов семьи, сверстников,

домашний адрес, название

предметов, окружающих ребенка);

— умение обобщать, делать выводы,

наблюдать причинно-

следственных связи,

ориентироваться во времени

пространстве.

— способность ставить цель,

создавать план действий,

преодолевать препятствия,

добиваться результатов и

оценивать свои действия;

— умение выполнять задания

по готовой схеме;

— относительная стойкость к

стрессам;

— формировании у детей

отсутствие боязни трудностей,

стремлении не пасовать перед

ними, разрешать их

самостоятельно или с

небольшой поддержкой

взрослых.

— коммуникабельность;

— нравственность;

— позитивная самооценка

и уровень притязаний;

— толерантность.