Ленивый ребенок: как не запустить
Воспитание — это наука, научающая наших детей обходиться без нас.
Кто виноват в том, что ребёнок ленится? Как перебороть детскую лень и при этом не растерять последние здоровые нервные клетки? Эти и многие другие вопросы ежедневно задают родители подрастающего поколения. Родители ищут ответы, создают тактику поведения (или не создают), планируют, ошибаются…
Как же облегчить свою участь?
Ленивый царь/раб/равный

В Азии существует поговорка: «До 5 лет с ребёнком нужно обращаться как с царём, с 5 до 10 – как с рабом, с 10 до 15 – как с равным, после 15 – с уважением». Восточная философия говорит о том, что до 5 лет ребёнок познаёт окружающий мир, потому ему нельзя запрещать что-либо. А вот с 5 до 10 нужно требовать и ставить задачи. Наказывать за невыполнение. В этот период происходит формирование самостоятельности и приспособленности к жизни. Если в этот период выбрать неверную тактику воспитания, ребёнок может стать ленивым и инфантильным.
Почему ребёнок может стать ленивым?
Потому что родители продолжают считать, что их чадо всё ещё маленькое и ему рано что-либо начинать делать. Мы все продолжаем оставаться для своих родителей детьми, даже будучи взрослыми. Они пытаются нас защитить и уберечь, взвалив тяжёлую ношу повседневности, но этим делают только хуже.
Часто родители пресекают порывы самостоятельности у ребёнка. Вспомните себя, сколько раз вы говорили своим родителям «Я сам/сама…», пытаясь продемонстрировать, как много вы уже умеете, благодаря им. И бывают ситуации, когда родители, в ответ, на это заявление говорят, что сейчас не время делать самому, или что ребёнок всё испортит своей самостоятельностью.
Ребёнок растёт ленивым, потому что ему не интересно то занятие, о выполнение которого говорят родители.
Системно-векторная психология показывает, что дети с разными векторами восприятия нуждаются в разном подходе к выполнению различных заданий и дел. И то, что подходит одному вектору, может совершенно не сочетаться с набором качеств у другого вектора.
Мотивация ленивого ребёнка
В ситуации, где есть ленивый ребёнок, важно не срываться и не проявлять агрессию, дабы своими руками не разрушить хрупкий мир подрастающей личности.
Присмотритесь к своему чаду, понаблюдайте за ним. Узнав об особенностях его характера, вы сможете подобрать правильный мотиватор. Потому что каждому ребёнку присущ свой вид лени.
Например, ребёнок с проявлениями «кожного» вектора. Как писал сам разработчик этой теории, Юрий Бурлан: «Ленивый кожник – это кожник, которому мало платят». То есть, чтобы организовать ребёнка с кожным вектором во главе (а это дети, которые не хотят учиться, их не волнует успеваемость), надо составлять систему поощрений-наказаний.
Второй пример – ребёнок, у которого преобладает «звуковой» вектор. Эти дети не терпят шума. Он их травмирует. Они ведут себя тише, чем остальные. Складывается впечатление, что они – более отчуждённые и не имеют эмоций. Но это не так. У них это всё уходит глубже, но «звуковые» дети не выносят это на обозрение. Потому, подход к таким детям – создание им комфортных тихих условий. И никогда, запомните, никогда не повышайте на них голос и не оскорбляйте их.
«Оральный» лентяй. Он любит поговорить, пошутить. В школе – любимец класса. Первым употребляет мат. Таких детей нельзя бить по лицу за матерные слова, он может стать заикой. Если вы хотите направить деятельность ленивого «оральника» в нужное русло, отдайте его в кружок ораторского искусства, а дома, пытаясь приобщить к делу, слушайте его. Делайте дела вместе и общайтесь.
Воспитание ленивых детей
Не забывайте о том, что ребёнка нужно поощрять. Банально – похвалите его за законченное дело.
Будьте терпеливыми. Вспомните, чего не хватало вам и не повторяйте ошибок ваших родителей.
Говорите со своими детьми. Спрашивайте, чего они хотят. Обсуждайте ваши дела.
Не будьте надзирателями. Каждый имеет право на личное пространство и на доверие.
мотивация, воспитание, лень, ребенок ленится, дисциплина, ответственность, обязанности,