Три гуны (состояния) материального мира

Три гуны (состояния) материального мира

Согласно древней философии весь материальный мир представляет собой три состояния или качества.  Дословно с санскрита «гуна» — переводится как «веревка». Однако это слово стоит воспринимать образно, а не буквально. Т.е. гуны — это веревки материального мира, не позволяющие вырваться из него душам, связывающие нас и делающие нас пленниками. Напомним, что «Я» в древней философии отождествляется не с телом человека, а с его душой.

Большинство людей полагают, что управляют всеми своими действиями и принимают все решения в соответствии со своей волей. Однако в «Бхагавад-гите»- древнеиндийском эпосе, утверждается, что это не так, человек — лишь марионетка во власти трёх гун (качеств, состояний) материальной природы.

Саттва (санскр. सत्त्व, sattva IAST — «чистота», «чистый»; в буквальном переводе «существование, реальность») — это гуна благости, одна из трёх гун (качеств) материальной природы. Саттва считается самым чистым и возвышенным качеством материальной природы. Саттва наделяет человека мудростью, отличающей его от тех, кто обусловлен иначе. Человек в саттва-гуне гораздо меньше подвержен материальным желаниям, и ему свойственна привязанность к материальным знаниям. Находясь в саттва-гуне, человек сознаёт своё преимущество в знании, чувствует своё превосходство над другими и этим обусловливается. Примером тому могут служить философы и учёные. Все они гордятся своими познаниями, и, поскольку большинство из них живёт в достатке, они до определённой степени испытывают материальное счастье. Это ощущение счастья в рамках обусловленной жизни привязывает их к саттва-гуне. Поэтому они очень привязываются к деятельности в саттва-гуне, и, пока эта привязанность существует, они будут вынуждены менять тела в цикле перерождений (реинкарнаций), оставаясь во власти гун материальной природы.

Считается, что индивида, находящегося под влиянием саттва-гуны, можно узнать по его поведению и образу жизни. Действия его направлены на благо мира. Он постоянно занят благоприятной деятельностью, и живёт просто и целомудренно. Он мало ест, он решителен и правдив. Он никогда не использует нецензурную лексику и никого не оскорбляет. Он не чувствует зависти или ревности и свободен от алчности и эгоизма. Он никого не обманывает и не сбивает с толку. Он не допускает никакой скверны даже в своих мыслях. Он обладает хорошей памятью и способностью сосредотачиваться. Его основной интерес заключается в увеличении своих духовных знаний.

Ра́джас (санскр. रजस्) или ра́джа-гу́на — гуна страсти или гуна деятельности. Если индивид или элемент проявляет большую активность, страсть или возбуждение, такая личность или элемент находится под воздействием раджаса. Раджас противопоставляется с одной стороны более низкому качеству тамаса или тама-гуны — качеству бездействия, тьмы, невежества и лени; а с другой стороны качеству саттвы или саттва-гуны, которое характеризуется чистотой, благочестием и умиротворённостью.

Страсть это чувство, которое часто ассоциируется с созданием чего-то нового. Хотя раджас характеризуется поисками наслаждений, и на своей начальной стадии приносит определённую долю удовлетворения, его конечным результатом является страдание. Человек в гуне страсти развивает в себе жажду материальных удовольствий. Он жаждет наслаждаться и видит в этом смысл жизни. Для удовлетворения чувств человек должен иметь некоторый почет в обществе, счастливую семью, материальный достаток. До тех пор, пока человек желает этого, он вынужден тяжело трудиться, поскольку дом, семья, престиж нуждаются в постоянном поддержании. Деятельность человека в раджа-гуне направлена на достижение результатов, зачастую связана  с чрезмерным аппетитом. Отсюда и страдания от желания обладать все большим, и недовольство тем, что есть уже. Любая новая материальная вещь радует нас на протяжении короткого времени, позже она воспринимается как обыденная, или вообще забывается.

Та́мас (санскр. तमस्) или та́ма-гу́на — гуна невежества. Тамас считается самой негативной, или низшей гуной материальной природы. Основными характеристиками тамо-гуны являются: тьма, смерть, разрушение, невежество, лень и глупость. Тамас также иногда переводится как «безразличие», которое в определённом контексте считается одним из признаков влияния тама-гуны.

Тамо-гуна — полная противоположность саттва-гуны. В тама-гуне люди не понимают сути вещей. Человек в тама-гуне очень ленив и совсем не интересуется духовной жизнью. Он лишён активности, присущей раджа-гуне. Такой человек спит больше, чем необходимо. Утверждается, что для функционирования здорового организма достаточно шести часов сна, но люди, находящиеся под влиянием тамаса, спят по десять-двенадцать часов в сутки. Такие люди постоянно подавлены. Они привязаны к искусственным возбудителям (алкоголь, наркотики, табак, кофе и т.п.) и сну. Любая деятельность, которой они заняты, не приносит блага ни им, ни окружающим.

Тамасу возможно противостоять с помощью раджаса (действия), и постепенно возвыситься до уровня саттвы. Прямой переход от тамаса к саттве не представляется возможным.

В природе все гуны имеют место и связаны с рождением, деятельностью и смертью.

«Всё пройдет. Если вы считаете иначе… это тоже пройдет».

Здоровый портал

www.z-portal.net